Перейти к содержимому



Спецтехника, которая приносит тепло


Сообщений в теме: 2

#1 b0b3r

    Администратор

  • Администраторы
  • 3 466 сообщений
  • Городг.Самара

Отправлено 21 Декабрь 2016 - 09:10

Автор: artemspec (г.Моска)

Хрум-хрум. Черные пластинки под рифлеными подошвами моих высоких рабочих ботинок складываются с каждым шагом по-новому, издавая своеобразную мелодию, которую подхватывает гуляющий по карьеру ветер. Только что прыжками я преодолел 50-ти метровый спуск по песку и глине, и вот под моими ногами — угольный пласт.

Изображение

В груди стучит сердце, а в голове вертится мысль. Почему этот уголь называют бурым, ведь хрустящие под ногами пластинки имеют радикально черный цвет? Не найдя ответа в органах чувств, этот вопрос я задаю своему спутнику, заместителю генерального директора по технической политике АО "Амурский Уголь" Алексею Викторовичу Инговатову.

Изображение

Инговатов, мощный мужчина лет сорока пяти, проработавший в угольной промышленности два десятка лет, смотрит на меня с прищуром и улыбкой, словно учитель на первоклашку. "Если на свету присмотришься, увидишь, что на самом деле уголь темно-бурый, просто оттенок у него такой, матовый, что кажется черным".
Смотрю на кусок угля, и, кажется, начинаю уже видеть. В голове возникают картины из действительно далекого прошлого.
Я представляю, как примерно 150 миллионов лет назад гигантский диплодок вертел своей семиметровой шеей, и пожирал крошечной головой высокий папоротник. То, что он не доел, превратилось с годами в этот кусочек угля под моими ногами. Раньше это был папоротник, а сейчас — топливо… Бурый уголь не зря называют энергетическим — низкая теплота сгорания (калорийность) и пониженное, по сравнению с каменным углем, содержание углерода, обеспечивает ему прекрасное горение (а в современных реалиях — и невысокую цену). Поэтому, исторически, именно бурый уголь сжигают в ТЭЦ и котельных по всему миру.
Согласно статистике, 68% всей электроэнергии в мире вырабатывается путем сжигания ископаемого топлива – торфа, угля, нефтепродуктов, газа. На угольную энергетику приходится около 40%, при этом в отдельных странах, например, в Китае — до 70%. В России зависимость от угля меньше — всего 13.5%, но статистика — штука хитрая. Большинство небольших котельных по всей стране работают именно на буром угле.
Уголь в Амурской области добывают с тридцатых годов прошлого века (подробнее об истории я писал в прошлом посте), и за годы работы технология отработана до мелочей. Сегодня в регионе действует два угольных разреза — "Северо-Восточный" (открытый в 1932 году) и сравнительно молодой "Ерковецкий", введенный в эксплуатацию в 1991 году. На этих разрезах, входящих в группу компаний "Русский Уголь", добывают бурый уголь марки 2БР — уголь бурый рядовой.

Изображение

Так называемый открытый способ добычи, применяемый на разрезах, подразумевает, что угольный пласт залегает относительно неглубоко под землей (40-70 метров), что подтверждается данными геологоразведки, и добывать уголь тут можно с широким использованием средств механизации, в том числе, тяжелой техники.
Первый этап дОбычи (именно так, с ударением на первый слог) — вскрыша, то есть удаление породы, которая скрывает уголь. В данной местности достаточно мягкие грунты, глина и песок, что позволяет использовать так называемую бестранспортную вскрышу. При такой схеме работы используются шагающие экскаваторы-драглайны, которые при помощи огромных ковшей вычерпывают вскрышную породу, очищая угольный пласт.

Изображение

Драглайном экскаватор называют потому, что ковш не жестко закреплен на стреле, а подвешен на стальных канатах, что позволяет экскаватору зачерпывать породу на десятки метров ниже себя.

Изображение

На разрезах в Амурской области используются шагающие экскаваторы ЭШ-40/85, ЭШ-20/90, ЭШ-15/90, ЭШ-11/70, ЭШ-10/70, ЭШ 10/60.
Изображение

Первая цифра означает объем ковша в кубометрах, вторая — длину стрелы в метрах. Подробнее об устройстве шагающих экскаваторов мы поговорим в следующем посте, ну а пока, скажу только, что экскаваторы работают на электричестве, а шагающий механизм помогает им самостоятельно перемещаться по разрезу, чтобы осуществлять вскрышу в разных местах.
Изображение

Работают экскаваторы практически бесшумно, но звуки, издаваемые натянутыми стальными канатами, напоминают рев динозавров.
Изображение

Извлечённый грунт складывается в отвалы, из-за чего территория разреза имеет характерный лунный пейзаж.
Заброшенные отвалы в обязательном порядке рекультивируются, на них высаживают сосновый лес. Добыча угля открытым способом сравнительно безопасна по сравнению с шахтной добычей не только для людей, но и для экологии. Тем не менее, чистота воздуха, воды в водоемах и грунтовых водах постоянно контролируется различными государственными инстанциями.
Что же делать с угольным пластом, который обнажили гиганты-драглайны?
Для снижения себестоимости, на разрезах "Ерковецкий" и "Северо-Восточный" используется бестранспортная система отработки, что означает – на горных работах не применяется автотранспорт. Рельеф местности позволяет осуществлять вывоз готовой продукции до станции РЖД, прямо из забоев железнодорожным транспортом, используя тепловозную тягу.
Таким образом, прямо к месту работы заезжает локомотив, тянущий за собой думпкары (вагоны с механизмом опрокидывания) или обычные полувагоны.

Изображение

Прикрепленные файлы



#2 b0b3r

    Администратор

  • Администраторы
  • 3 466 сообщений
  • Городг.Самара

Отправлено 21 Декабрь 2016 - 09:13

Большой экскаватор (на разрезах работают как отечественные ЭКГ-5А, так и импортные Caterpillar) ковшом вгрызается в уголь и грузит его прямо в вагоны.

Изображение

Работа идет в две смены без остановки. Ночью процессы вскрыши и добычи выглядят особенно завораживающе, т. к. освещён многочисленными прожекторами.

Изображение

После загрузки состав отправляется на сортировочный участок. Уголь в вагонах имеет разную фракцию, а местами представляет из себя настоящие глыбы.
Изображение
Вагоны по одному заезжают в огромный цех. Через решетчатые окна, расположенные на двадцатиметровой высоте, их раскрашивает косыми прямоугольниками свет. Следующая операция выполняется машиной под названием ВБС — вагоноопрокидыватель боковой стационарный. Зафиксировав вагон, монструозная конструкция начинает поворот, переворачивая вагон, как детскую формочку с песком.

Изображение

Уголь падает в недра дробилки, где измельчается и сортируется.

Изображение


Изображение

На этом этапе происходит деление угля на два сорта — БПК (крупность-от 50 до 200мм) и 2БОМСШ (крупность- 0-50мм)Уголь БСШ по конвейерной ленте подается непосредственно на Райчихинскую ГРЭС — старейшее генерирующее предприятие Амурской области.

Изображение

Уголь БПК также по конвейерам попадает в бункеры, откуда его отгружают либо в автотранспорт (для небольших предприятий и частных лиц), либо грузят непосредственно в полувагоны РЖД.

Изображение

После этого происходит финальное взвешивание вагонов с углем, если необходимо — дополнительная догрузка вагонов.
Изображение

#3 b0b3r

    Администратор

  • Администраторы
  • 3 466 сообщений
  • Городг.Самара

Отправлено 21 Декабрь 2016 - 09:14

При помощи специальной рамки кучка угля в вагоне приобретает правильную форму.
Изображение

После прохождения этого этапа, вагон с углем цепляется к составу и отправляется туда, где его будут сжигать, чтобы получить тепло и электроэнергию.

Изображение

Если основным потребителем угля с разреза Северо-Восточный является Райчихинская ГРЭС, где ежедневно потребляется 1400-1800 тонн продукта, то главными покупателями угля, добываемого на Ерковецком разрезе, являются Благовещенская ТЭЦ, а также предприятия ЖКХ со всей области.

Северо-Восточный разрез добывает в год около 1.1 млн тонн угля. Перспективный Ерковецкий скоро выйдет на отметку в 2.5 млн тонн. Как показывают геологические изыскания, при таком объеме выработки запасов угля тут хватит на несколько сотен лет. При любом политическом и экономическом прогнозе в Амурской области будет и работа, и тепло. А значит, и жизнь…



Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анононимных