Отправлено 20 Июль 2009 - 18:50
Сейчас наводил порядок в компе, нашел статью об аварии крана в Санкт-Петербурге гдето в начале 2000х годов (год в статье не нашел)
Город строится - значит, жители умирают?
15 апреля в Петербурге случилась маленькая катастрофа. Рухнул очередной строительный кран. На этот раз не на людей - на жилой дом. Погибла крановщица, выпав из своей кабины с высоты 7-го этажа. Вокруг рядовой стройки собрались высокие лица, создана спецкомиссия. Телевизионным новостям - информповод на сутки.
На следующий день о происшествии рассказали газеты. Скоро об этом забудут, как и о гибели ребенка, раздавленного многотонным краном около станции метро "Пионерская", о нескольких смертях на Двинской улице под развалинами обрушившегося дома и многих других строительных "халатностях".
Оказывается, краны падают очень тихо. Очевидцы говорят, что сперва он начал как-то неестественно раскачиваться и вдруг рухнул - уперся стрелой в землю рядом с "кораблем" на Аллее Котельникова, 3, потом опрокинулся на него, зацепив угловую квартиру на 7-м этаже. Житель квартиры этажом выше рассказывает, что сперва услышал звук мощного удара - подумал, может, машины столкнулись, но непохоже - слишком сильно. Вдруг новый удар, и хорошенько тряхнуло. Вышел на балкон - перед глазами покореженная ржавая кабина и уходящая вниз стрела. Внизу - человек. Уже мертвый. И тишина. Позвонил в службу спасения, там сказали: "Мы на такие случаи не выезжаем". Кто-то другой вызвал милицию, приехали довольно быстро, вместе со скорой помощью. Помощь оказывать было уже поздно.
А потом приехали все.
"Не я"
В Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям зафиксировано: кран упал в 11.15 по московскому времени. Принадлежал он Управлению механизации № 3 ЛенВО, которое предоставило машину генподрядчику строительства кирпично-монолитного жилого дома на 6, 8 и 10 этажей (угол Парашютной улицы и Коломяжского проспекта). Генподрядчик - ЗАО "Евромонолит". Застройщик - известнейшая, что называется, "брендовая", компания "Петербургстрой Skanska". Кстати, в феврале "Петербургстрой" отказался от услуг прежнего подрядчика: тот срывал сроки, а дом нужно сдавать во II квартале будущего года.
Жители соседнего дома, чьи окна выходят на стройплощадку, говорят, что новый подрядчик взялся за дело рьяно. Конструкции, из которых "хворостом" всю зиму торчала оплетка, быстро начали принимать ясные очертания. Правда, рельсы со шпалами для злополучного крана укладывали прямо на лед. Торопились. Так говорят соседи, а как оно было на самом деле - конечно, разберется спецкомиссия.
Главный инженер Управления механизации № 3 Геннадий Шушаров утверждает, что он ни в чем не виноват. И управление его не виновато, кран хороший был, хоть и старый. Ну, а виновник - "Евромонолит". Г-н Шушаров полагает, что кран упал из-за перегруза, перетаскивая бетонную плиту (7 тонн), которой вообще не должно было быть на объекте. "Я не знаю, как они смогли уговорить машиниста взяться за слишком тяжелый груз. Пусть теперь этим занимается прокуратура", - добавил Геннадий Шушаров.
В "Евромонолите" тоже говорят, что не виноваты, поскольку выполняли все требования Госгортехнадзора, зная, что "любое нарушение - это подсудное дело". Они утверждают, что ни один строитель не решится эксплуатировать технику без разрешения этой организации. (Это там надзирают за правильной эксплуатацией разных подъемных механизмов. И строительных кранов тоже. По мере сил…)
Заместитель руководителя управления северо-западного округа Госгортехнадзора России Виктор Стебунов заявил, что его структура вообще не занималась объектом на Аллее Котельникова. Но теперь уж точно займется. Г-н Стебунов так и сказал: в ближайшее время будет проведена масштабная проверка всех стройплощадок. Это у Госгортехнадзора плановое мероприятие, осуществляемое каждой осенью и весной: межсезонье - самое опасное время для эксплуатации кранов. В общем, опять не виноваты.
Удачно попал
Пока не нашли виноватого (а искать будет и прокуратура - все-таки человек погиб), строители и жильцы пострадавшего дома пытаются оценить ущерб. Председатель правления ЖСК-951 (дом - кооперативный) Елена Артамонова говорит, что "Петербургстрой Skanska" уже присылал своих альпинистов, которые слазили на поврежденную стену. Поначалу думали, что в поврежденной квартире смещена наружная плита. Но альпинисты сказали - плита в порядке, а "Петербургстрой" тут же предложил сделать косметический ремонт. Естественно, бесплатно.
Елена Артамонова застройщику не верит и хочет провести независимую экспертизу: она уже обратилась для этого в АОЗТ "Проектно-конструкторский технологический институт". Г-жа Артамонова вряд ли знает, что эта организация входит в группу другого "брендового" застройщика - "Росстро", да ей это и ни к чему. Она институту доверяет.
Вице-губернатор Санкт-Петербурга, председатель Административного комитета Анна Маркова, побывавшая на месте, тоже думает, что экспертиза нужна. Надо, сказала она, оценить возможные внутренние повреждения здания: может, там случился обрыв арматуры или бетонные плиты все же отклонились. Дело серьезное, ведь если отклонились - потом весь дом может обрушиться.
В самом начале стройки жильцам соседнего дома удалось добиться, чтобы сваи на стройплощадке не забивали, а "вдавливали", по новой технологии.
А поначалу ведь забивали, и Елена Артамонова говорит, что из-за этого на доме появились трещины. "Что же могло произойти со зданием в результате удара, после которого угол дома просто раскрошило?" - интересуется она теперь. По оценкам малого государственного предприятия "Базис", которое проводило исследование состояния дома незадолго до происшествия, "корабли" плохо переносят серьезные удары. При их строительстве использовали газо-бетон, который легко разрушается.
В "Базисе" говорят, что если бы кран попал стрелой в стену, то наверняка бы пострадали несколько квартир, а с ними - водо- и газокоммуникации. Жильцы разделяют это мнение. Они вообще думают, что им крупно повезло: попади стрела прямо в дом, проткнула бы его насквозь.
Простые вопросы
Руководитель Управления государственного архитектурно-строительного надзора Александр Орт отказался давать какие бы то ни было комментарии. Лучше, по его мнению, подождать выводов официальной комиссии.
Что ж - подождем. Хотя сколько именно придется ждать, никому не ведомо. Да и так ли важно, кого в результате всех этих разборок "назначат крайним"? Найти и наказать виноватого - это, конечно, правильно - торжество справедливости и всякое такое… Однако гораздо важнее найти причину того, почему "самая созидающая отрасль экономики" в мирные будни мирного города убивает его жителей. Хочется знать, почему падение этих самых кранов превращается в тенденцию и что должно быть сделано и реально делается для предупреждения подобных случаев?
Может, на этот раз представителей власти, что называется, "проймет" - эдакая последняя, переполнившая чашу терпения капля… крови. А может, и нет. Как известно, слухи о приостановлении работ на ряде городских стройплощадок не подтвердились. Председатель Комитета по строительству Александр Вахмистров действительно 18 апреля совершил объезд ряда стройплощадок и действительно был строг и суров. Впрочем, это уже становится привычным - на традиционных объездах (юбилей грядет - глаз да глаз нужен) по обыкновению клеймят нерадивых строителей, а ритуал нарушать нельзя. Только все филиппики г-на Вахмистрова касались больше строительного мусора, грязных строительных машин и т. д. Что и говорить, непорядок! В первую очередь кран должен быть чистым, а уж упадет - не упадет, - не вице-губернаторское это дело… Более того, по словам заместителя генерального директора компании
"Петербургстрой Skanska" Алексея Горшкова, даже на объекте по Аллее Котельникова приостановлена работа только второго крана, да и то, возможно, лишь на 7-10 дней. На остальных точках все идет своим чередом.
…А разобрали рухнувший кран быстро. К вечеру того же дня он, разрезанный, лежал на стройплощадке. Некоторые специалисты считают: погорячились. Кран ведь немалых денег стоит. Другие говорят: поступили мудро - теперь, когда его разрезали, проведение экспертизы на соответствие крана техническим нормативам стало весьма за-труднительным.