Ратрак, или снегоуплотнительная машина - незаменимый помощник при подготовке горнолыжных склонов и трасс для беговых лыж. В настоящее время абсолютное большинство техники, используемой на территории бывшего СССР - импортного производства. Мало кто знает, что 30 лет назад в нашей стране уже делали свои собственные ратраки. Эти практически уже утраченные страницы нашей истории я и хочу вам показать.
Все началось в городе Львов в семидесятых годах прошлого века с человека по имени Валерий Дмитриевич Сырцов. Работая конструктором и увлекаясь горными лыжами, инженер начал у себя дома самостоятельно проектировать снегоуплотнительную машину, которая позволила бы готовить склоны не только в его родных Карпатах, но и по всему союзу - на Кавказе, за Уралом...
Но одних эскизов и даже чертежей было недостаточно. Как запустить производство? В советское время это было возможно только по решению правительства. Сырцову удалось донести информацию о своих разработках до руководства Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР (Спорткомитет СССР).
В те годы эта организация полностью контролировала все, связанное со спортом в стране - от руководства физическим воспитанием в стране, до проведения соревнований, от координации планов производства спортивных товаров до строительства спортивных сооружений. Другими словами, ни один товар спортивного назначения не мог бы появиться на свет без одобрения Спорткомитета.
В Спорткомитете идея и напор конструктора понравились. Львовскому ГСКБ по автопогрузчикам, в котором работал Сырцов, было предложено внести эту тему в производственный план. Но руководителям ГСКБ эта идея не понравилась. Усилия Сырцова позволили преодолеть и эту стену.
В 1979 году по указанию Спорткомитета в Львове был открыт конструкторский отдел московского института ВИСТИ - Всесоюзного проектно-технологического и экспериментально-конструкторского института по спортивным и туристским изделиям. Сырцов получил реальное поле для реализации своих идей, хотя на первых порах за красивой вывеской скрывался простой подвал. Впрочем, скоро Сырцов и команда добились строительства опытного производства и инженерного корпуса. Так было создано СКБ "Спортмаш", амбициозной целью которого было разработать и построить советский ратрак, не уступающий лучшим мировым аналогам.
Это была непростая задача. Неправ тот, кто считает, что ратрак - это просто снежный трактор. Чтобы понять это, достаточно просто прочесть эту заметку из журнала "Техника молодежи" за 1979 год, в которой описан ратрак Pisten Bully.
Резинометаллические гусеницы с широкими алюминиевыми лезвиями, гидростатическая трансмиссия с двумя насосами, снежная фреза... И все это - при сохранении относительно небольшого веса самой машины. Но все эти трудности не пугали советских инженеров.
Пресса поддерживала команду Сырцова. "Ждем советский ратрак!" - пишет "Техника молодежи" в 1980 году. Но до реального воплощения идеи было далеко...
"Прежде чем начать общее проектирование, мы совместно с рядом НИИ разработали специальные шины, алюминиевые грунтозацепы, специальные резино-тканевые ленты для гусениц, с заводом КАМАЗ доработали двигатель." - говорит Сырцов. "Разработали гидростатическую трансмиссию, технологию изготовления кабины из стеклопластика, применили сварку трением и многое другое."
В своей работе инженеры столкнулись с очевидными трудностями, характерными для любого опытного производства в советское время. Комплектующие отпускались только по разнарядкам, отсутствовала возможность выбора двигателей, гидроузлов и так далее.
Поэтому первый ратрак из Львова (и первый в СССР!) был не очень похож на красивые западные ратраки. Но, несмотря на кабину от "головастика" "УАЗ", начинка была по тем временам современной - гидравлическая трансмиссия, дизельный двигатель, резинометаллические гусеницы, разработан отвал и фреза с гидроприводом.
В течение восьмидесятых годов львовскими инженерами были разработаны три типа ратраков.
Тяжёлая машина - для подготовки горных трасс со специальным двигателем КАМАЗ, развивающим 220 л.с. Ратрак был собран полностью из отечественных узлов. Средняя - универсальная, с двигателем Д-80 минского завода (80-100 л.с.) и легкая - для прокладки трасс для беговых лыж, с 60-ти сильным двигателем "Дойц".
Сырцов не скрывает, что при создании своих машин он изучал опыт зарубежных фирм, в частности "Кассборер". Поэтому неудивительно, что львовские машины напоминали Pisten Bully даже внешне. Но только команде советских инженеров было известно, каких усилий стоило создать подобную машину в Советском союзе, да еще малыми силами...
Тем временем в СКБ разрабатывались новые перспективные модели ратраков ПБ-100 и ПБ-200.
Более современные конструкции были выполнены в объёме дизайнерских проработок.
Прикрепленные файлы
-
193e6s-960.jpg (289,78К)
Количество загрузок:: 18