Перейти к содержимому



Электрический бульдозер T-170 из Чехии


  • Вы не можете ответить в тему
В этой теме нет ответов

#1 b0b3r

    Администратор

  • Администраторы
  • 3 793 сообщений
  • Городг.Самара

Отправлено 29 Март 2024 - 19:37

Автор статьи: Jan Rybář

В Чехии были изготовлены всего три таких трактора на заказ. Речь идет об электробульдозере серии Т (так называемых Сталинцах) – в частности, о типах Т-100, Т-130 и Т-170, специально адаптированных для электропривода. Проектирование проводились в восьмидесятых и в первой половине девяностых годов государственным предприятием строительной техники «Zličín». Предположительно, последний сохранившийся экземпляр электрического бульдозера T170 находится на теплоэлектростанции в городе Наход, и отзыв о нем мы получили от одного из наших читателей.
Благодаря услужливости компании которая эксплуатирует тепловую станцию в Находе, мы можем показать и рассказать об этом уникальном электробульдозере.

Бульдозер на электричестве? В этом были свои преимущества...
-Жаль, что ты не пришел раньше. Сегодня вы этого не услышите, но машина просто шептала" - с улыбкой говорит ведущий инженер по эксплуатации Милан Кавалек, пока мы направляемся к бывшему складу бурого угля, на котором работал этот бульдозер. Электробульдозер Т-170 работал на площадке бурого угля, который транспортировался железнодорожным путем с шахты Билина. Максимальная пропускная способность терминала за один зимний сезон составила 5000 тонн.
Низкий уровень шума был одним из преимуществ электрической машины, двумя другими были низкая вибрация и практически нулевой уровень выбросов. Благодаря электрическому приводу трактору не требовался долгий прогрев, машина сразу же была готова к эксплуатации. Переделанный бульдозер также имел более низкие эксплуатационные расходы, экономию топлива, моторного масла, фильтров, а благодаря простоте электродвигателя были снижены и общие затраты, связанные с ремонтом. Если посмотреть на нынешнего официального производителя материалов, у которого есть в наличии наши редакторы, то общая гарантированная экономия в 1991 году при работе в одну смену составляла минимум 350 тысяч чешских крон.
"Конечно, в этом есть свои плюсы и минусы. Во-первых, у вас должен быть свой собственный источник энергии, а во-вторых, бульдозер должен работать только в определенном пространстве“, - объясняет Милан Кавалек. В целом плюсы определенно перевешивают минусы, даже из-за того, что ТЭЦ расположена недалеко от центра города Наход, и жителей поэтому не беспокоил типичный шум старого дизеля. "Особенно, когда начинаются холода, это было довольно серьезный шум" говорит Милан Кавалек.
Во время написания этой статьи (2018) у бульдозера была наработка более 10000 часов.

Как все это начиналось...
Первая такая успешная реконструкция была осуществлена в 1986 году на тракторе T-100МГП, где был использован асинхронный электродвигатель мощностью 75 кВт (980 об./мин). Этот бульдозер несколько лет прослужил на Севере Чехии в Гнедоухельненском районе, в частности в Березовке близ Соколова (к.п. Рудник пограничников). Бульдозер был использован для добычи бурого угля, а также при прокладке железнодорожных путей которые использовались для транспортировке угля по карьеру. Подобным образцу в г. Наход был использован источник питания, сконструированный с использованием лебедки и сетевого шнура длиной 100 метров. Второй такой бульдозер работал в Сватаве, в нижнем Медарде. Основываясь на хорошем опыте, тогдашнее государственное предприятие строительной техники Зличин предложило эти изменения другим аналогичным производствам.

Бульдозер Т170
В основе бульдозера была пара электродвигателей. Один из которых более мощный (55 кВт) служил для перемещения), а второй электродвигатель (22 кВт) приводил в действие гидравлические агрегаты. Вместо рыхлителя на задней части рамы расположено втягивающее устройство со шнуром питания общей длиной 110 метров. Интересной особенностью является специально разработанная шнековая лебедка, которая при повторной намотке обеспечивает равномерное смещение троса на барабане. Размотка и намотка троса происходили автоматически при нажатии на сцепление. "Мы долго думали, как решить проблему соединения троса с бульдозером, когда изобрели собственную систему натяжных барабанов" - добавляет Милан Кавалек.
Однако, мы сегодня видим, что с переходом теплоцентрали на газ, машина стала не востребована.
Кстати, как можно прочитать в рекламных проспектах того периода, компания «Zličín» также предлагала собственный переносной трансформаторный киоск с соответствующим электрооборудованием. Для справки, такая конфигурация стоила на тот момент кандидату около 15 000 крон.
Другими отличиями от серийного исполнения является блокировка 3-й и 4-й передач, поэтому используйте только 1-ю и 2-ю ступени.

Заключение
Электрический бульдозер Т-170, несомненно, является раритетом и примером новаторского мышления конструкторов того времени. У упомянутого экземпляра мы обнаружили еще некоторые отличия от оригинального трактора Т-170, например, мы можем найти дополнительную подставку для ног из нескользящей сетки, в аскетичный салон установлен мощный обогреватель и вентилятор на случай жары.

Прикрепленные файлы





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анононимных