Колесное семейство ЧТЗ катит вперед
Погрузчики ЧТЗ «примеряют» новый двигатель
Модернизированные машины с новыми двигателями серии «Т» планируется представить на столичной выставке СТТ-2011. А серийные погрузчики уже заслужили доверие потребителей. Об этом наш разговор с начальником конструкторско-технологического отдела по колесной технике Владимиром Кокорюкиным.
Рубеж ЧТЗ – 10 тысяч
– На мой взгляд, самой надежной машиной семейства остается наш первенец фронтальный погрузчик ПК-46, – говорит Владимир Анатольевич. – Этих погрузчиков выпущено больше всего, и практически все по сей день находятся в эксплуатации. Многие машины полностью выработали заявленный заводом ресурс и продолжают трудиться. Три из них перешагнули рубеж 10 тысяч моточасов.
Конструкторы хотят оснастить вронтальный погрузчик ПК-46 цельными карданами без промежуточных опор, что должно удешевить узел и сделать его надежнее. На машинах будут устанавливаться покупные зубья-наконечники ковша. Они более прочные, долговечные и недорогие. Это продукция зарубежного поставщика, ее ставят и на «Комацу», и на «Катерпиллеры».
Ставка на «четверку»
Началась сборка погрузчика ПК-46 с четырехцилиндровым двигателем серии «Т». Как рассказал Владимир Кокорюкин, основные узлы готовы: задняя полурама под установку двигателя, сам мотор и все его системы. Не хватает пока гидравлической станции. Ее ждут из Кургана. На дочернем предприятии «Строммашина» рамы погрузчиков проходят через дробеструйную камеру, после чего их покрывают фосфатирующей грунтовкой, что позволяет обеспечить высокое качество и долговечность лакокрасочного покрытия. Поначалу так готовили только машины для выставок, а сейчас – все серийные «колесники». Красят узлы погрузчиков непосредственно в сборочно-комплектовочном цехе № 2. Окраска и оформление будут специальными, выставочными – в стиле и цветовой гамме бульдозеров Б11.
Установка нового двигателя потребовала внесения изменений в половину конструкторских групп узлов и деталей машины. Дизель серии «Т» больше по габаритам, чем ЯМЗ, стоящий на серийных. Это потребовало спрямить силуэт капота. На погрузчике будет единый четырехсекционный блок радиаторов. Все системы, обеспечивающие работу двигателя, меняются практически полностью.
КБ по колесной технике сделало все, чтобы вписать перспективный дизель в серийную машину, что ускорило аналогичный процесс по оснащению новой «четверкой» погрузчика ПК-65: все системы двигателя во многом унифицированы с теми, что были спроектированы для погрузчика фронтального ПК-46. Мощность дизеля для самого большого из погрузчиков повышена со 180 до 240 лошадиных сил. Хотя, казалось бы, для более крупной машины больше подошел шестицилиндровый двигатель.
– Наоборот, «четверка» прекрасно вписывается в погрузчик фронтальный ПК-65 и потому больше подходит для него, – поясняет Владимир Кокорюкин.
– Для установки «шестерки» раму серийной машины пришлось бы удлинять на 200 миллиметров. Для установки «четверки» достаточно доработать существующую конструкцию. Машина сохранит капот и внешне не будет отличаться от уже известного покупателям «65-го». Техзадание на изготовление двух образцов выдано в конце марта. Задняя рама под новый двигатель уже сделана в сварочном цехе. Производственники должны успеть в сжатые сроки изготовить модернизированный погрузчик.
Дешевле и безопасней
По самому маленькому погрузчику ПК-30 особых изменений пока нет.
– Конструкторские доработки мы сейчас по нему не ведем, – рассказывает Кокорюкин, – но на этот год они запланированы. Направлены в первую очередь на снижение себестоимости машины, улучшение параметров безопасности работы оператора – снижение вибрации силовой установки.
На погрузчике фронтальном ПК-30 стоит минский четырехцилиндровый дизель Д-245, самый недорогой в своем классе (дешевле даже китайских аналогов). По этой причине он популярен и ставится на ряд отечественных машин, включая зиловский грузовик «Бычок» и колесный трактор «Беларусь». Этот двигатель недостаточно уравновешен, и наши коллеги на других заводах самостоятельно, причем по-разному, решали проблему вибрации на своих машинах. Им это удалось, значит, и мы сможем. Частично это уже сделано, но работу необходимо продолжить.
Почти 90 процентов изготовленных ПК-30 находятся сегодня в эксплуатации. Большая партия – 15 машин – используется коммунальщиками Башкирии, куда погрузчики были поставлены в 2009 году. Два погрузчика ПК-30 и один фронтальный погрузчик ПК-46 работают в арендном предприятии ООО «Маг-Лайн». Они всю зиму убирали снег на территории завода.
От Челябинска до Новой Земли
Фронтальный погрузчик ПК-46, отданный в аренду предприятию по производству бетона ООО «Симбет» в челябинском поселке Федоровка, работает в большом круглом по периметру ангаре. Мощная вентиляция откачивает выхлопные газы. Погрузчик берет из кучи песок и дресву – компоненты для бетона – и загружает их в определенной пропорции на подъемный механизм. «Колесник» с маркой «ЧТЗ» заменил на этой работе старенький «Комацу», который нередко ломался. Простоев здесь быть не должно, поэтому на подстраховке держали еще один арендованный погрузчик – китайский «Лю Гонг». С этой работой погрузчик ПК-46 справляется один, и от услуг «китайца» отказались. Но материалы, которые интенсивно грузит «46-й», достаточно скоро «съели» нижнюю часть ковша. Тогда на предприятии изготовили усиленный вариант – без зубьев и меньшей ширины, в два с половиной метра (максимально допустимый габарит по ширине для дорог общего пользования). Машина теперь не только на выпуске бетона работает, но и дороги чистит, выполняет другие хозяйственные работы. Словом, арендаторы решили выкупить понравившийся «46-й».
В экстремальных условиях используют погрузчик фронтальный ПК-46 в компании «Ванкорнефть». В 2006 – 2007 годах ей отгрузили три машины, в 2009 году – еще две. Все в северном исполнении, с автономным отопителем кабины. Одна из машин больше трех тысяч моточасов отработала на Новой Земле почти без техобслуживания.
Эксплуатационные испытания в Сургутнефтегазе прошел переданный в аренду погрузчик ПК-65.
– Отзывы о нем в отчете специалистов компании были великолепные, – говорит Владимир Кокорюкин. – После того как в конце прошлого года у нас побывала делегация Сургутнефтегаза, компания приобрела сразу три фронтальных погрузчика ПК-65. Сегодня это, безусловно, самая востребованная из выпускаемых на ЧТЗ моделей погрузчиков.