Привет всем!
Вот на ютюбе наткнулся на воспоминание коллеги (Валерий Коровкин). Вот его рассказ:
В 1988-1989 годах работал на кранах К-51 и К_61 на базе МАЗ 200.на стройке народного хозяйства (в народе называли быть на химии) в Н. Тагиле по строительству 6 доменной печи. Поскольку было распоряжение от правительства отправлять на стройки народного хозяйства заключенных сроком до двух лет. Итак.. эти краны были с мех. приводом.Лебедки подъема стрелы и груза приводились к работе за счет Фрикционов как у тракторов.Рычаги управления были длиной до метра длиной как в мультике "Ну погоди" когда волк залез на кран и поднял зайца В этом нужно было применять силу рук - представьте насколько уставали руки за смену.Груз при аварийном случае можно было сбросить отпустив фрикцион. Это не раз спасало крановщика и кран от опрокидывания.Стрела решедчатая сваривалась из уголков. На марке крана К -61 была телескопическая стрела. Один раз при приеме бетона я не выставил все аутригеры (опоры) подавая бетон в для фундамента самой домны. Делая поворот к котловану тормоза поворотной платформы не удержали инерционной силы и развернули кран в ту сторону где не было опор. Кран перевернулся - смяв всю крановую и "скворечник" в котором я сидел. Почти весь металл в лепешку. Шапку потом вырезали резаком. А я потом все удивлялся как голову не раздавило как яйцо.Только через много лет понял что меня спас Господь Бог от смерти.Спасибо Ему за это. Но о кране остались все равно положительные воспоминания -- может это ностальгия о молодости.?
1
К-51
Автор Крановщик1, 01 янв 2019 19:59
Сообщений в теме: 6
#1
Отправлено 01 Январь 2019 - 19:59
#2
Отправлено 02 Январь 2019 - 21:25
А вы может быть поделитесь какими нибудь воспоминаниями о кранах на которых работали?
#3
Отправлено 02 Январь 2019 - 21:45
Охотно поделюсь. Начнём с К 162.
#4
Отправлено 07 Январь 2019 - 16:49
Привет, всем!
Мне охота понять, как К 51 запускался в работу. Далее я попытаюсь разобраться в этом, на основе моего опыта работы на кранах с механическим приводом и на тех знаниях, которые я найду в интернете.
Как я понимаю, единственный кран К 51, который сохранился до наших дней, находиться в городе Иваново. Крюк (видимо от тельфера какого-то открутили) и (возможно подкладки под опоры родные сдали... не догадаетесь, конечно в металлолом). По фоту внизу видно, что кратность полиспаста не та и крюк не такой, возможно и стрела не родная. На фото его оригинального, видно наличие окна в кабине машиниста и люка с другой стороны. "Реставраторы" не стали запариваться и приварили жесть новую снаружи, закрыв люк сбоку и не проделав, окна бокового в крановой кабине. Радует то, что он сохранился, огорчает, что он будет медленно ржаветь на одном месте.
Вот нашёл:
В кабине крановщика расположены рычаги управления фрикционными муфтами грузового, стрелового, грейферного барабанов и механизма вращения. Перед ними в том же порядке расположены педали соответствующих тормозов. В отличие от других кранов с механическим приводом педаль сцепления отнесена вправо. Рычаг реверса расположен на стенке кабины, где находится также рычаг управления топливоподачей, связанный с насос-форсунками дизеля, и ручка тяги выключения защелки храпового механизма стрелового барабана.
На кранах К-61 и К-51 для безопасной работы устанавливаются блокировочные устройства, обеспечивающие невозможность отключения тормоза стрелового барабана лебедки при выключенной фрикционной муфте. Фрикционная муфта стрелового барабана может быть выключена только после замыкания тормоза, когда рычаг центрального реверса будет переведен из нейтрального положения в рабочее.
При выключенной муфте стрелового барабана рычаг центрального реверса не может быть переведен в нейтральное положение.
Фрикционную муфту грузового барабана можно выключить только после установки рычага центрального реверса в одно из рабочих положений. При включенной фрикционной муфте грузового барабана рычаг механизма реверса не может быть переключен в нейтральное положение. Тормоз грузового барабана не сблокирован с фрикционной муфтой, благодаря этому груз можно быстро сбросить при аварийном состоянии крана.
Итак, переведём всю эту информацию для обычного восприятия.
Для того, чтобы запустить кран в работу нужно в автомобильной кабине, передать вращение от двигателя на крановую установку (тут в разных источниках противоречивые данные, раздатку, почему то называют коробкой отбора мощности, я думаю, что на К 51 стояла раздатка, а не коробка отбора мощности, раздатка (раздаточная коробка) всю силу двигателя, через коробку передаёт на установку, либо едем, либо работаем, а свою очередь коробка отбора мощности, берёт часть вращения, с ней можно включить передачу и поехать как на самосвале ЗиЛ ММЗ 555). Выжимаем сцепление и включаем 4 передачу (прямая) и не отпуская сцепление, переводим в крайнее положение (либо рычаг 12 либо 13, не могу точно сказать без визуального осмотра). Вращение работает.(кардан с раздатки передаёт вращение на другой редуктор, который изменяет вращение с горизонтального на вертикальное, далее через крестово-кулисную муфту на следующий редуктор реверса (в котором осуществлялось изменение направления вращения передаваемое на лебёдки, и редуктор поворота). Далее идём в крановую кабину, не знаю был ли фиксатор поворотной платформы (навряд ли). В кабине крановщика 4 рычага (которые включают фрикционные муфты лебёдок) и 4 педали к ним (которые отвечают за ленточные тормоза лебёдок). Есть ещё педаль сцепления справа (необычно, после КС 2561, где была педаль газа). На правой стенке кабины были расположены: рычаг ручного газа, рычаг реверса (изменение вращения) который имел (возможно 3 положения (по аналогии с КС 2561). Была ручка с тросиком, чтобы поднимать "собачку" стрелы.
Итак, чтобы поднять стрелу нужно было сперва всегда выжать сцепление, включить рычаг реверса (зная при каком его положении куда будет вращение), тянем рычаг стреловой лебёдки на себя 2-ой справа отпускаем не спеша сцепление и одновременно нажимаем левой ногой на педаль стрелового тормоза, отпуская тем самым ленточный тормоз. Всё стрела стала подниматься, можно добавить скорость ручным газом. Точно также работает груз на подъём, нажимаю другой рычаг и педаль. Там наверное и на педалях стояли "собачки", чтобы не держать нажатым тормоза (судя по рассказам, кто на них работал, это как на ЗиС 5 тормозить (механические тормоза), сколько нажал на столько и остановиться. С опусканием стрелы, ещё тот цирк был. Это вам не Юра Деточкин (из фильма "Берегись автомобиля"), подъехал посреди ночи на К 51 и поднял гараж, без шума и пыли. И никто не услышал шума двигателя. Чтобы опустить стрелу, нужно было "собачку" храпового механизма стрелы поднять (видимо не совершенный механизм был и это была подстраховка). Если она зажата немного стрелу приподнять. И когда опустил, подобно поднятию (только рычаг реверса включить в другую сторону), отпустить "собачку", видимо она автоматом только на подъёме работает. Судя по тому что все 3 лебёдки (стреловая, грузовая и грейферная) расположены на одном валу, чтобы совместить 2 операции, будет либо опускаться и стрела и груз, либо стрела и груз будут подниматься. Вот с поворотом это реально совмещать, где то придётся и с зажатыми тормозами работать, много педалей надо нажимать. Я помню, дедок по 1 операции на кране включал, это было, долго, но интересно наблюдать.
Кран К 51 выпускался на 3 заводах в Одессе, Ленинграде и Иванове. Было 2-е модификации с разным расположением выносных опор (на фото внизу это видно), причём более поздняя версии как на СМК 7. На одном из оригинальных фото внизу видно, что человек зацеплял крюк, с довольно длинным тросом. Из своего опыта помню, что делаю трос (сворачивая вдвое) такой длины, чтобы он не маячил перед глазами, либо его почти не видно, либо он под самой головкой стрелы.
У нас в городе Кыштым (Челябинская область), тоже до начала 90-х был кран К 51 в электросетях. Два раза он вблизи нашей пятиэтажки, приезжал менял трансформаторы в будках. Зрелище незабываемое. Дедок видимо обожал этот кран, последний раз помню, он приехал весь выкрашенный новой краской, кабина и крановая поворотная установка как обычно цвета хаки, стрела жёлтая, не поворотная рама на крановой установке чёрная, и головка стрелы, крюк и все блочки красные были. Поворотная платформа сзади не имела никаких вмятин (а то на фото внизу, на ней как будто черти горох молотили, причём вмятины идут изнутри платформы, видимо полученные при ремонте). Вмятины в основном получаются из-за нарушения правил (1 метр до препятствия при повороте платформы). Этот вой мотора поиню (мотор ЯАЗ 204, двухтактный, 4-х цилиндровый дизель, ставился также и на пневмоколёсный кран К 255). Последний раз я видел остатки крана (крылья, капот), проезжая на СМК 7 возле гаража электросетей. Видимо накрылся дизель, и человек разобрал его, это видимо был его последний бой, больше я его никогда не видел. Наверное его порезали и в Касли увезли на металлолом. Узнать детали не представляется возможным, как звали этого дедка я не знаю, но при случае у сторожил электросетей поинтересуюсь.
Я продолжу...
Мне охота понять, как К 51 запускался в работу. Далее я попытаюсь разобраться в этом, на основе моего опыта работы на кранах с механическим приводом и на тех знаниях, которые я найду в интернете.
Как я понимаю, единственный кран К 51, который сохранился до наших дней, находиться в городе Иваново. Крюк (видимо от тельфера какого-то открутили) и (возможно подкладки под опоры родные сдали... не догадаетесь, конечно в металлолом). По фоту внизу видно, что кратность полиспаста не та и крюк не такой, возможно и стрела не родная. На фото его оригинального, видно наличие окна в кабине машиниста и люка с другой стороны. "Реставраторы" не стали запариваться и приварили жесть новую снаружи, закрыв люк сбоку и не проделав, окна бокового в крановой кабине. Радует то, что он сохранился, огорчает, что он будет медленно ржаветь на одном месте.
Вот нашёл:
В кабине крановщика расположены рычаги управления фрикционными муфтами грузового, стрелового, грейферного барабанов и механизма вращения. Перед ними в том же порядке расположены педали соответствующих тормозов. В отличие от других кранов с механическим приводом педаль сцепления отнесена вправо. Рычаг реверса расположен на стенке кабины, где находится также рычаг управления топливоподачей, связанный с насос-форсунками дизеля, и ручка тяги выключения защелки храпового механизма стрелового барабана.
На кранах К-61 и К-51 для безопасной работы устанавливаются блокировочные устройства, обеспечивающие невозможность отключения тормоза стрелового барабана лебедки при выключенной фрикционной муфте. Фрикционная муфта стрелового барабана может быть выключена только после замыкания тормоза, когда рычаг центрального реверса будет переведен из нейтрального положения в рабочее.
При выключенной муфте стрелового барабана рычаг центрального реверса не может быть переведен в нейтральное положение.
Фрикционную муфту грузового барабана можно выключить только после установки рычага центрального реверса в одно из рабочих положений. При включенной фрикционной муфте грузового барабана рычаг механизма реверса не может быть переключен в нейтральное положение. Тормоз грузового барабана не сблокирован с фрикционной муфтой, благодаря этому груз можно быстро сбросить при аварийном состоянии крана.
Итак, переведём всю эту информацию для обычного восприятия.
Для того, чтобы запустить кран в работу нужно в автомобильной кабине, передать вращение от двигателя на крановую установку (тут в разных источниках противоречивые данные, раздатку, почему то называют коробкой отбора мощности, я думаю, что на К 51 стояла раздатка, а не коробка отбора мощности, раздатка (раздаточная коробка) всю силу двигателя, через коробку передаёт на установку, либо едем, либо работаем, а свою очередь коробка отбора мощности, берёт часть вращения, с ней можно включить передачу и поехать как на самосвале ЗиЛ ММЗ 555). Выжимаем сцепление и включаем 4 передачу (прямая) и не отпуская сцепление, переводим в крайнее положение (либо рычаг 12 либо 13, не могу точно сказать без визуального осмотра). Вращение работает.(кардан с раздатки передаёт вращение на другой редуктор, который изменяет вращение с горизонтального на вертикальное, далее через крестово-кулисную муфту на следующий редуктор реверса (в котором осуществлялось изменение направления вращения передаваемое на лебёдки, и редуктор поворота). Далее идём в крановую кабину, не знаю был ли фиксатор поворотной платформы (навряд ли). В кабине крановщика 4 рычага (которые включают фрикционные муфты лебёдок) и 4 педали к ним (которые отвечают за ленточные тормоза лебёдок). Есть ещё педаль сцепления справа (необычно, после КС 2561, где была педаль газа). На правой стенке кабины были расположены: рычаг ручного газа, рычаг реверса (изменение вращения) который имел (возможно 3 положения (по аналогии с КС 2561). Была ручка с тросиком, чтобы поднимать "собачку" стрелы.
Итак, чтобы поднять стрелу нужно было сперва всегда выжать сцепление, включить рычаг реверса (зная при каком его положении куда будет вращение), тянем рычаг стреловой лебёдки на себя 2-ой справа отпускаем не спеша сцепление и одновременно нажимаем левой ногой на педаль стрелового тормоза, отпуская тем самым ленточный тормоз. Всё стрела стала подниматься, можно добавить скорость ручным газом. Точно также работает груз на подъём, нажимаю другой рычаг и педаль. Там наверное и на педалях стояли "собачки", чтобы не держать нажатым тормоза (судя по рассказам, кто на них работал, это как на ЗиС 5 тормозить (механические тормоза), сколько нажал на столько и остановиться. С опусканием стрелы, ещё тот цирк был. Это вам не Юра Деточкин (из фильма "Берегись автомобиля"), подъехал посреди ночи на К 51 и поднял гараж, без шума и пыли. И никто не услышал шума двигателя. Чтобы опустить стрелу, нужно было "собачку" храпового механизма стрелы поднять (видимо не совершенный механизм был и это была подстраховка). Если она зажата немного стрелу приподнять. И когда опустил, подобно поднятию (только рычаг реверса включить в другую сторону), отпустить "собачку", видимо она автоматом только на подъёме работает. Судя по тому что все 3 лебёдки (стреловая, грузовая и грейферная) расположены на одном валу, чтобы совместить 2 операции, будет либо опускаться и стрела и груз, либо стрела и груз будут подниматься. Вот с поворотом это реально совмещать, где то придётся и с зажатыми тормозами работать, много педалей надо нажимать. Я помню, дедок по 1 операции на кране включал, это было, долго, но интересно наблюдать.
Кран К 51 выпускался на 3 заводах в Одессе, Ленинграде и Иванове. Было 2-е модификации с разным расположением выносных опор (на фото внизу это видно), причём более поздняя версии как на СМК 7. На одном из оригинальных фото внизу видно, что человек зацеплял крюк, с довольно длинным тросом. Из своего опыта помню, что делаю трос (сворачивая вдвое) такой длины, чтобы он не маячил перед глазами, либо его почти не видно, либо он под самой головкой стрелы.
У нас в городе Кыштым (Челябинская область), тоже до начала 90-х был кран К 51 в электросетях. Два раза он вблизи нашей пятиэтажки, приезжал менял трансформаторы в будках. Зрелище незабываемое. Дедок видимо обожал этот кран, последний раз помню, он приехал весь выкрашенный новой краской, кабина и крановая поворотная установка как обычно цвета хаки, стрела жёлтая, не поворотная рама на крановой установке чёрная, и головка стрелы, крюк и все блочки красные были. Поворотная платформа сзади не имела никаких вмятин (а то на фото внизу, на ней как будто черти горох молотили, причём вмятины идут изнутри платформы, видимо полученные при ремонте). Вмятины в основном получаются из-за нарушения правил (1 метр до препятствия при повороте платформы). Этот вой мотора поиню (мотор ЯАЗ 204, двухтактный, 4-х цилиндровый дизель, ставился также и на пневмоколёсный кран К 255). Последний раз я видел остатки крана (крылья, капот), проезжая на СМК 7 возле гаража электросетей. Видимо накрылся дизель, и человек разобрал его, это видимо был его последний бой, больше я его никогда не видел. Наверное его порезали и в Касли увезли на металлолом. Узнать детали не представляется возможным, как звали этого дедка я не знаю, но при случае у сторожил электросетей поинтересуюсь.
Я продолжу...
Прикрепленные файлы
-
livejournal_com.jpg (494,3К)
Количество загрузок:: 134 -
5.JPG (73,09К)
Количество загрузок:: 149 -
maz200-29.gif (90,7К)
Количество загрузок:: 114 -
photo2.jpg (60,49К)
Количество загрузок:: 128 -
k51_1958des2.jpg (130,82К)
Количество загрузок:: 137 -
k51_1958des1.jpg (107,36К)
Количество загрузок:: 125 -
857813_900.jpg (170,81К)
Количество загрузок:: 119 -
1486122189_maz-200.jpg (64,17К)
Количество загрузок:: 112 -
1486123115_maz-200-14.jpg (80,34К)
Количество загрузок:: 110 -
photo5.jpg (59,43К)
Количество загрузок:: 101 -
photo4.jpg (68,74К)
Количество загрузок:: 84 -
172cf6ec3fda09ca1bf630e83dd8227dd399d53e.jpg (293,56К)
Количество загрузок:: 79 -
05.jpg (63,06К)
Количество загрузок:: 94 -
d29e666c8690c18464f8ac7dfcfb902e.jpg (786,92К)
Количество загрузок:: 74
#5
Отправлено 08 Январь 2019 - 12:15
Спасибо! В 72-77 годах я проживал с родителями в новенькой пятиэтажной панельке и сосед по подъезду работал на вот таком))) Приезжал почти каждый день на нём на обеденный перерыв)). Представляете, узкая дорога перед подъездами и заезжает такая махина! Пару раз меня на нём катал, машина-зверь! А затем его пересадили на МКА-16 и он на нём приехал на обед и попытался заехать к нам во двор!!! Конечно это не получилось, он долго корячился выезжая, сломал пару молодых топольков, чем навлёк гнев бабушек у подъездов))) Больше во двор он не заезжал, оставлял его на межквартальной дороге))). Вообще мужики раньше были проще,голову не ломали,на обед, так на обед))) Раз сижу в школе на уроке, смотрю в окно, а там маленький пустырь перед домом и на него заезжает седельный КрАЗ и тащит за собой С-981А!!! Ну я, после уроков, скорее на пустырь, думая, что новая стройка затевается и почему-то первым притащили башенный кран! А оказалось,водитель из УМ-1, тащил мимо своего дома С-981А, ну и решил заехать на обед))))
#6
Отправлено 01 Июль 2020 - 22:00
Народ куражится https://pastvu.com/p/1146470
Прикрепленные файлы
-
dmz6ehcqliu7inp2tk.jpg (232,26К)
Количество загрузок:: 84
Количество пользователей, читающих эту тему: 3
0 пользователей, 3 гостей, 0 анононимных