Краны КЖДЭ-16 является дальнейшей модернизацией крана КДЭ-163. Изготовлялись ОАО "Машиностроительный завод им. 1 Мая" г. Киров, ул. Р. Люксембург, 10. Сейчас завод выпускает: краны железнодорожные дизель-электрические КЖ-462, КЖ-562, КЖ-662, КЖС-16 (габаритный);
краны железнодорожные гидравлические КЖ-472 (габаритный), КЖ-971, КЖ-1471, КЖ-1572.
В ГДР так же изготовляли ж/д краны (в частности ЕДК-50) – завод в г. Лейпциге им. С.М.Кирова.
Кран железнодорожный дизель-электрический, т.е. может работать как от собственной дизель-генераторной установке, так и от внешней электросети (род тока и напряжения в сети: трёхфазный переменный 380В, 50Гц).
Цифры после тире – максимальная г.п. крана 16т.
Назначение для механизации погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ на путях колеи 1520 (1524)мм.
Режим работы крана – средний.
Масса кран – 54,6т.
Кран очень неустойчив в работе.
Работа крана возможна как на выносных опорах, так и без выносных опор; как с крюком, так и с грейфером (емкость 2 куба), так и с магнитом.
Стрела состоит из трубы (труба бесшовная, горячекатаная). Длина стрелы Н=15м (max высота подъема 14,4м) состоит из двух частей (корневой и оголовка), соединенных болтами; либо Н=20м (max высота подъема 19,4м). На нижнем поясе стрелы установлен на направляющих “успокоитель” грузозахватного органа.
Кабина крановщика.Относительно кресла. Ближний левый рычаг – лебедка подъема левая, дальний левый рычаг – передвижения крана, ближний правый рычаг – лебедка подъема правая, дальний правый рычаг – поворот крана. Подъем (опускание) стрелы – на панели две кнопки (под правую руку).
Указатель наклона стелы – выведен на стекле кабины (слева). Сбоку (слева) на полу установлен выключатель грузового магнита.
Машинное отделение.В машинном отделении очень тесно.
Механизм подъема состоит из двух барабанов (чугунных, левого и правого относительно кабины). На каждом барабане сверху установлено по два конечных выключателя ВПК 2110(либо ВПК 2111, ВПК 2112) (для ограничения сматывания и наматывания каната). Барабаны закрыты решеткой. Под низом каждого барабана установлен подпружиненных канатоукладчик. Два двигателя механизма подъема (по 22 кВт). Муфты (двигатель-редуктор) втулочно-пальцевые, полумуфта на валу редуктора – тормозной шкив (диаметром 300). Два барабана механизма подъема необходимы для увеличении (уменьшении) скорости подъема – два (один) барабана включаются, а так же для работы с грейфером, когда один барабан работает как подъемный – второй как замыкающий. При работе с крюком канат грузовой состоит из одного куска (L=135м, при длине стрелы H=15м.). При работе с грейфером канат грузовой состоит из двух частей, канат поддерживающий (подъемный) меньше каната замыкающего на 14м. При работе с грейфером канаты грузовые запасовываются через блоки по середине стрелы (здесь же находятся концевые выключатели ( КУ-701 2 шт.), которые срабатывают при ослаблении грузового каната). При работе с крюком – запасовка только по верху блоков (блоки по середине стрелы). Во всех случаях канат грузовой диаметром – 18 мм.
Канат стреловой диаметром – 20 мм одним куском, один конец закреплен на барабане стреловом, второй конец канат на ОГП. ОГП установлен на правой стойке, работает на усилие в канате стреловом, система работы ОГП через торсионный вал с электрическим микровыключателем.
Канат растяжек стрелы диаметром – 28 мм, два куска.
Крюк – 18А ГОСТ 6627-74.
Мощность дизеля – 115л.с.
Мощность генератора – 72кВт.
Кран оснащен стояночным тормозом (ручной), рельсовыми захватами (ручными).