По факту случившейся аварии 14.12.2015 г. на строительном объекте по ул Революционной на территории бывшего завода Сокол имеется достоверная информация о причине разрушения крана. Башенный кран Ржевского краностроительного завода, КБ 473 - 2003 года выпуска, был смонтирован на высоту 42 м, в свободностоящем исполнении, по проекту с дальнейшим креплением к строящемуся зданию, с длинной стрелы 50 м. в данном исполнении кран имеет следующую грузовую характеристику
грузоподъемность 8т до вылета 20,5м и в дальнейшем понижение грузоподъемности до 2т. на вылете 50м.
Причиной падения стрелы и консоли с противовесами стал разрыв металла одного из звеньев оттяжки стрелы, что в свою очередь произошло по причине 2-кратного пергруза крана крановщиком. Данный кран был оборудован прибором безопасности работ - ОНК 160Б, поясню для тех кто не сталкивался с работой крана или ограничителями нагрузки. ОНК - ограничитель нагрузки крана, при достижении критических значений, заданных при отладке крана, прекращает работу, только уменьшить грузовой момент, соответственно либо опустить поднятый груз либо уменьшить вылет. Данный прибор имеет одну из функций - регистратор параметров, что то типа черного(оранжевого) ящика самолета, естественно показания которого на ряду с другими фактами были приняты для определения полноты картины.
фото полной расшифровки вставлять не буду - оно огромное если делать читабельный вид, вот ссылка
но фрагмент последних 30 секунд жизни крана представлю
оригинал
в 15:14:27 регистратор фиксирует вылет грузовой каретки 47.4м вес груза 4т. высота подъема 38,71 м ( при максимальной для данного исполнения 42м) то есть на 3,3 м не доводя ограничителя высоты подъема. так же в полной расшифровке видно что 15:13:16 прибор безопасности ОНК был введен в режим настроек, и тем самым позволяя совершать операции без учета грузоподъемности крана.
в 15:14:28 происходит обрыв оттяжки башни, показания груза меняются с 4т на -0.24т. из-за натяжения стрелы по инерции реакция идет на оголовок и на консоль, оголовок отрывается от поворотной части, консоль падая, бьет по башне, подламывая и заваливая башню в сторону строящегося 28 этажного здания.
справочно: испытания крана производятся с перегрузом (динамические 110% и статические 125%) от максимальной грузоподъемности крана. Испытание крана на заводе изготовителе происходят с перегрузом в 140%
используя таблицу грузоподъемности легко определить, что ограничитель грузоподъемности или грузового момента при грузе в 4 т. должен был остановить работу крана при вылете каретки (грузовой тележки) на 33 м ЕСЛИ БЫ КРАНОВЩИК НЕ ОТКЛЮЧИЛ РАБОТУ ОГРАНИЧИТЕЛЯ, а на вылете 47,4 м кран имел допустимую грузоподъемность 2.25 т.
Таким образом мы имеем нагрузку крана в момент разрушения 180%
размер тары в сантиметрах 180х200х70, вес тары 300кг и удельный вес цементного раствора 2т/куб.м. соответствует показаниям регистратора о массе в 4т
месторасположение тары также подтверждает максимальный вылет грузовой каретки в момент аварии
Итог: Кран под утилизацию, демонтаж с применением автокрана грузоподъемностью 250т, локальное разрушение перекрытий строящегося здания. Потраченное время, средства, репутация по вине КРАНОВЩИКА решившего отключить прибор безопасности, исправно работающий на данном кране, и подать строительный материал превышающий грузоподъемность крана на данном вылете на 80% от допустимой.
Прошу материал не распространять по отдельности. смысл должен нестись о необходимости соблюдения правил и техники безопасности