Российская марка автокранов
29.05.2008 Posted in Автокран
Практически о каждом отечественном производителе кранов на автомобильном ходу можно было бы рассказывать очень долго. Каждое предприятие такого профиля имеет свою историю и богатый опыт создания техники. К сожалению, рамки одного обзора не позволяют подробно останавливаться на каждом заводе, и потому сегодня мы ограничимся лишь кратким знакомством с подъемно-транспортными механизмами отечественного производства на шасси отечественных же грузовиков.
Торговая марка "Ивановец" на протяжении целого ряда лет ассоциируется в странах Содружества с техникой ОАО "Автокран" из г. Иваново. Семейство этих машин охватывает десятки изделий, начиная с КС-35715 грузоподъемностью 16 тонн на шасси МАЗ-5337 (4х2) и заканчивая настоящими богатырями — КС-6973А грузоподъемностью 50 тонн на шасси "сороконожки" МЗКТ-6923 и КС-6973Б на шасси высокой проходимости БАЗ-69098 ОАО "Брянский завод колесных тягачей".
Все модели кранов "Ивановец" комплектуются решетчатым удлинителем (гуськом), который в транспортном положении устанавливается вдоль стрелы.
Между кранами минимальной и максимальной грузоподъемности есть целый ряд машин, так называемой, промежуточной грузоподъемности (17, 25, и 32 тонны) на шасси отечественных автомобилей Урал и КамАЗ, а также на шасси белорусских МАЗов.
Неподалеку от крупнейшего производителя отечественных кранов на автомобильном шасси расположено еще одно профильное предприятие — ОАО "Ивэнергомаш". Оно выпускает специальные монтажные краны СМК-14 грузоподъемностью 14 тонн. Базовым шасси служит МАЗ-5337, а телескопическая стрела сделана двухсекционной.
Одно из старейших предприятий на Урале — пермское ОАО "Мотовилихинские заводы" — подарило стране торговую марку "Мотовилиха". А выпускает оно, знаменитые на тысячи верст в округе, автокраны дочерним предприятием — ЗАО "Урал-Кран". До печально известного 1993 года (того самого, когда российский Белый дом был обстрелян своими же танками) в России выпускали автокраны грузоподъемностью 16 тонн. "Мотовилиха" замахнулась на 25-тонный МКА-25 на шасси КамАЗ-53213. Спустя некоторое время тут выпускалось уже целое семейство 25-тонников.
Любопытно, что наряду с общими чертами для аналогичной техники других производителей автокраны "Мотовилиха" обладают рядом индивидуальных особенностей. Скажем, модели КС-5579-2 и КС-5579-3 могут создавать переменный опорный контур, что позволяет им работать даже на ограниченных площадках. Это стало возможным благодаря тому, что опорные балки располагаются не параллельно друг другу, а крестообразно. К слову, балки опорного контура, равно как и секции стрел (а именно на них приходится основная нагрузка) изготовлены из высокопрочной стали.
Заводчане говорят, что из точно такой же, что использовалась для изготовления корпуса атомного подводного ракетного крейсера "Курск". А если вы помните, глубоководные водолазы долго не могли найти средств, способных справиться с этим сверхпрочным материалом…
В Уральском регионе расположено еще одно специализированное предприятие, выпускающее гидравлические краны на автомобильном шасси — ОАО "Челябинский механический завод". Оно было создано в 1942 году и, как нетрудно подсчитать, 2002 год является для него юбилейным. ЧМЗ производит технику под маркой "Челябинец". Наряду с гусеничными машинами завод известен своей продукцией на колесном ходу. Это в полной мере относится к автокрану КС-45721 грузоподъемностью 25 тонн. При одинаковой маркировке он может быть установлен на КамАЗ-53228 или Урал-4320-1968-30 с колесной формулой 6х6. Мощный двигатель, наличие полного привода и блокировки межосевого дифференциала, а также система централизованной подкачки шин позволяют использовать кран в труднодоступной местности с плохими дорожными условиями. Для облегчения пуска в холодное время года машины оснащаются предпусковыми подогревателями. Кабина машиниста имеет дополнительную теплоизоляцию и автономный отопитель.
В Брянской области расположено не менее знаменитое предприятие — ОАО "Клинцовский автокрановый завод". Его продукция — обширная гамма спецтехники под маркой "Клинцы", включая гидравлические автокраны на шасси МАЗ. В их числе — наиболее востребованные на рынке КС-35719-5 и КС-35719-5-02 на шасси МАЗ-5337 грузоподъемностью 15 и 16 тонн соответственно. В этой же «весовой категории» находятся КС-35719-8-02 на базе КамАЗ-53215 (6х4), КС-35719-7-02 на базе КамАЗ-43118 (6х6) и КС-35719-3 на базе Урал-5557 (6х6). Есть и совсем небольшой автокран — КС-2574 грузоподъемностью 9 тонн. Он монтируется на шасси ЗИЛ-4331 с колесной формулой 4х2.В прошлом году модельный ряд автокранов "Клинцы" расширился за счет шести новых моделей. Они получили третью секцию в телескопической стреле, что увеличило максимальную высоту подъема крюка до 18 метров и тем самым существенно расширило рабочую зону.
Всего к началу 2002 года производственная палитра предприятия насчитывала три модели грузоподъемностью 15 тонн и четыре — грузоподъемностью 16 тонн.
Характерной особенностью этих изделий является высокая степень унификации их между собой, что позволяет эксплуатационникам без боязни обновлять парк машин и не переживать по поводу отсутствия тех или иных запчастей.
В одной обойме с продукцией клинцовского предприятия нередко рассматривается и техника торговой марки "Галичанин", выпускаемая ОАО "Галичский автокрановый завод" из Костромской области. О качестве его изделий говорит такой факт: гидравлический автокран КС-55713-5 грузоподъемностью 25 тонн на шасси КамАЗ-43118 недавно стал лауреатом конкурса "100 лучших товаров России". Наряду с этой машиной на прошедшей выставке "Строительная техника и технологии-2002" на Ходынке демонстрировалась и другая новинка прошлого года — 36-тонный КС-55721 на шасси четырехосного КамАЗ-6540. В арсенале галичан есть и немало другой техники, возможности которой по грузоподъемности во многом пересекаются с достоинствами автокранов "Ивановец". В то же время, предприятие серийно "штампует" автокраны промежуточной грузоподъемности. А в качестве базового шасси использует ЗИЛ-133Г4, КамАЗ-53229, Урал-4320 и ряд других российских машин.
Отдельной строкой в списке отечественных производителей стоит АО "КРАСТ", больше известное как Ставропольский завод автомобильных кранов. Его конек — автокраны малой грузоподъемности. Если говорить предметно, то речь идет о КС-2571А грузоподъемностью 6,3 тонны на шасси ЗИЛ-431412 и КС-2571Б грузоподъемностью 7 тонн на шасси ЗИЛ-433362. Эти трудяги, по сути, незаменимы при точечной установке грузов в труднодоступных местах — скажем, когда нужно быстро подавать стройматериалы, пронося их среди свежевыложенной кирпичной кладки или других смонтированных конструкций. По заказу тот же КС-2571А оборудуется гуськом длиной 2,5 метра. Технические данные изделия позволяют ему перемещаться по стройплощадке с грузом на крюке массой до 1,6 тонны. И еще одна отличительная черта крана — это способность поднимать груз при выдвинутой на 8,5 метра стреле без установки автомобиля на выносные опоры. Казалось бы — мелочь, но какая важная!
Для выполнения погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ на рассредоточенных объектах используется и техника, выпущенная объединением "Ульяновский механический завод №2". Прежде всего, это гидравлический 20-тонный автокран МКАТ-20-01. Машина с такой грузоподъемностью далеко не единственная, зато имеющая свои привлекательные плюсы и, в частности, неприхотливость в эксплуатации. Вкупе с разумным соотношением цена/качество — это очень веский аргумент в борьбе за сердца и кошельки деловых покупателей.
Подъемно-транспортную технику со вполне сопоставимыми характеристиками (и, в частности, грузоподъемностью 20 тонн) поставляет на внутренний рынок "Завидовский экспериментально-механический завод" из поселка Новозавидовский Тверской области. В данном случае подразумевается МТА-160К на "плечах" КамАЗ-53213. По желанию заказчика вместо грузового шасси российского производства крановое оборудование может быть установлено на шасси зарубежных автомобилей "Volvo", "Magirus" и технику других марок.
Довольно популярна в России и странах Содружества техника другого небольшого предприятия — завода "Угличмаш". Его продукция, устанавливаемая на шасси МАЗ-5337, известна под маркировкой КС-3577-3 и КС-3577-4. Эта техника способна работать с грузами массой до 14 тонн.
Уместно вспомнить еще одного крупного производителя автокранов — ОАО "Газпром-Кран" из города Камышин, что на севере Волгоградской области. Это акционерное общество с уставным капиталом в 270 млн рублей было создано в 1999 году для налаживания производства гидравлических кранов грузоподъемностью до 160 тонн. В отличие от большинства других отечественных машиностроительных предприятий оно выпускает большегрузные краны высокой проходимости. Если не брать в расчет гигантов, выпускаемая техника этого предприятия представлена моделями КС-55716 грузоподъемностью 25 тонн на шасси Урал-4320-1912-30 (6х6), КС-5476А грузоподъемностью 32 тонны на шасси МЗКТ-8006 (6х4), КС-6476 грузоподъемностью 50 тонн на шасси МЗКТ-6923 (8х4) и КС-7976 грузоподъемностью 70 тонн на шасси МЗКТ-79081 с колесной формулой 8х8.
Разумеется, этот обзор не охватывает всю крановую технику на автомобильном шасси, выпускаемую или выпускавшуюся на отечественном рынке. А это значит, что есть повод вернуться к поднятой теме как минимум еще раз.
Источник:
http://avto.abci.ru/read-6.html
ЗЫ Там-же есть еще статьи аналогичного содержания...